«Ок давай попробуем, наверняка на рынке есть какое-то решение, купим настроим и будешь спать спокойно».
Но оказалось, что не все так просто – есть система заселения гостей с замками по карточкам – но на койку в хостеле дверь с карточным замком не приделаешь, а если приделаешь, то это уже не совсем хостел должен быть. Опять же вспомнилась история трехлетней давности – там в одной гостинице заселяли гостей по карте уборщицы – скопировать ее несложно, а деньги мимо кассы ощутимые.
Круглосуточный контроль камер – ну так себе идея, чтобы автоматизировать этот процесс надо камеру направлять на кровать, ну или ставить внутри номера, – что-то я подозреваю, что вряд ли это понравится гостям. Можно нанять человека следить за камерами и считать гостей, но, во-первых дорого, а во-вторых – человеческий фактор – где гарантия что он не «ошибется»? Как говорили римляне – «кто будет сторожить сторожей?».
Ок, будем рассуждать последовательно – как происходит процесс воровства? Кто в нем замешан? В курсе ли гость что он идет «мимо кассы»?
Я снял пиджак и поехал устраиваться админом в хостел к другу – «чтобы поймать кролика надо думать, как кролик»!
Не буду описывать впечатления от работы администратором, скажу кратко – руководить технарями интереснее. Но мы здесь не за этим.
Итак, можно сделать некоторые первые выводы – чаще всего админ просто не заносит гостя в базу, если гость платит кэшем или переводом на физлицо. Чаще всего это происходит ночью. Гость почти всегда не в курсе что он «мимо кассы» - вместо чека легко выдать нефискальную бумажку. На большинстве касс для этого достаточно не завершать операцию. А если не приглядываться к «чеку» разница незаметна. Когда гость в курсе? В случае если это знакомый, или, например, гость выпрашивает скидку, второе происходит крайне редко – админы в курсе что это может быть тайный покупатель.
За 2 смены в качестве администратора я «заработал» помимо зарплаты 9 700 рублей. Администратора, конечно, уволили (а я ушел сам решив, что данных у меня достаточно).
Теперь надо придумать решение. Вариант – убедить админа не воровать мы отмели сразу, ну не будем же мы спорить с классиками! Был вариант изменить процесс заселения, так чтобы админ не смог своровать, но то, что мы придумали оказалось настолько неудобно, что я бы на месте гостя пошел в другой хостел)))
Значит у нас остается один вариант – мы должны в реальном времени видеть занятые и незанятые койки (номера). Если придумаем, как это сделать – останется только сравнить эти данные с тем, что подает админ, и у нас есть средство мониторинга, мы сможем сразу же отправить уведомление, как только у нас появится «гость мимо кассы»
Решение должно было быть относительно дешевым, не требовать монтажных работ, не менять существующий процесс поселения гостей.
После того как задача сформулирована – решать ее всегда проще! Мы вспомнили что живем в 2020 году, и кроме всех остальных событий этого, несомненно очень запоминающегося года, у каждого нашего современника есть смартфон. Как любит говорить один мой коллега – «люди давно превратились в киборгов – пусть мы пока не вживили себе смартфон в тело, но без него – мы уже неполноценны».
Итак, как это работает – гость подключается к wifi. Но интернета у него нет, до тех пор, пока он не отсканирует уникальный QR код на своей кровати. После этого он получает доступ в интернет и временный пароль для того, чтобы подключить, например, ноутбук. А мы получаем данные о том, кто и когда живет на определенной койке или в номере.
Дальше пришлось применить некоторую техномагию, надо сделать так, чтобы мы могли подключить отель удаленно, чтобы не надо было бы докупать оборудование (на сто процентов так и не победили, но оборудование, которое для некоторых отелей надо докупать стоит в районе 3 тысяч рублей). Еще есть системы идентификации пользователей, надо сделать чтобы мы им не мешали, ибо закон надо чтить.
В общем для такой с виду простой штуки – пришлось даже написать свой собственный сервер RADIUS. Не буду рассказывать, что это такое, ребята справились и молодцы!
Кстати, оказалось что при подключении можно выдавать промокоды на разные вещи – от кофе и поездок на такси, до концертов и музеев, а это уже инструмент маркетолога получается. Не особо в этом разбираюсь, но, думаю знающие люди умеют этим пользоваться.
В итоге выяснилось, что у нашего друга воровали примерно от 20 до 90 тысяч рублей в месяц в каждом хостеле!
Решили настроить систему так, чтобы уведомление приходило в случае, когда больше одного «заселения мимо кассы» за ночь. Также выяснилось, что среди админов есть пара честных, а «нечестные» оказывается между собой дружат.
Вместо вывода – система, конечно, не идеальная, но более точная чем «карточки», настраивается удаленно и не требует капитальных вложений, может быть применена как в гостиницах разного уровня, так и в частных квартирах (в честность агентов тоже, как выяснилось верить не стоит). Мы научились выгружать данные в разные системы учета. Сделали довольно удобный телеграм бот со статистикой. И наконец то готовы предлагать это решение гостеприимным хозяевам. Цену пока поставили от 5000 р в месяц.
Вот такой наш маленький вклад в развитие индустрии гостеприимства. А началось все со звонка. Мои контакты внизу, звоните, может быть с этого звонка начнется наше с Вами партнерство!